Фридляндер Иосиф Наумович академик,начальник научно-исследовательского отделения ГНЦ РФ "ВНИИ авиационных материалов". Из выступления на заседании Президиума РАН ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 74, № 12 стр. 1076-1081 2004г. История алюминиевых авиационных сплавов ведет начало с 1911г., когда в Германии Альфред Вильм установил, что если алюминиевый сплав, содержащий 4% меди и 0.5% магния, закалить и оставить вылеживаться на воздухе, его прочность существенно повысится. Этот процесс получил название "старения", хотя было бы правильнее назвать его "возмужанием". Как было выяснено в дальнейшем, при старении атомы меди группируются в ![]() мельчайшие зоны, число которых - миллионы. Атомы меди имеют меньший диаметр, чем атомы алюминия, поэтому возникает напряжение сжатия и прочность повышается. Сплав Вильма, который впервые был освоен в Германии на заводах "Дюрал-металлверке", получил название "дуралюмин". Впоследствии американцы, повысив содержаниев нем магния до 1.5%, создали очень хороший сплав 2024. И поныне он широкоприменяется в разных модификациях. Летающие крепости. Еще в годы Второй мировой войны мы смогли детально ознакомиться со сплавом 2024. В конце войны на советский Дальний Восток залетели американские бомбардировщики Б-29, подбитые японцами. В то время мы были союзниками США, но Сталин, ничего не сообщив США, издал распоряжение: точно воспроизвести Б-29, любое изменение могло вноситься лишь с его разрешения. Один самолет был разделен на отдельные узлы в конструкторских бюро Ильюшина и Туполева, мы во Всесоюзном институте авиационных материалов (ВИАМ) изучили свойства и структуру сплава 2024, составили технические условия его производства, отвечающие американским требованиям. Трудностей с воспроизведением самолета Б-29 было очень много, особенно с получением плит длиной 30 м для крыльев. Дело в том, что большие плоские слитки, отливаемые непрерывным методом с резким охлаждением водой, в процессе литья иногда разрывались от термических напряжений, и куски весом в несколько сот килограммов разлетались на много метров. Литье слитков все же было освоено, производство налажено. Советские металлурги и конструкторы сумели в короткие сроки изготовить 850 самолетов Ту-4, полностью копировавших Б-29 и получивших название "летающие крепости". Такие темпы в начале XXI в. не достижимы в России. На Семипалатинском полигоне с одного из этих самолетов в 1949г. была сброшена атомная бомба, положившая конец ядерной монополии США. . Было известно, что если ввести в алюминиевый сплав цинк, то есть базироваться на четверной системе "алюминий-цинк-магний-медь", то можно существенно улучшить свойства сплава. В своей докторской диссертации я изучил четверную систему "алюминий-цинк-магний-медь" и установил ее фундаментальные закономерности. При определенном соотношении цинка и магния увеличение содержания меди в сплаве приводило к тому, что одновременно повышались прочность, пластичность, коррозионная стойкость и вязкость разрушения. Вот на этом основании мы смогли создать группу очень хороших высокопрочных алюминиевых сплавов - В95, В96ц3 и особо прочный В96ц. Звонок от Андрея Николаевича Туполева, разговор в его обычной манере: -Слушай, ты наверняка бьешь баклуши вместо того, чтобы работать. Давай, приходи ко мне. - Слушаюсь, Андрей Николаевич, через десять минут буду. ВИАМ и КБ Туполева расположены на улице Радио. В маленьком кабинете Туполева собрались прочнисты, конструкторы, технологи, сам он - в старой, замызганной спецовке. - Ну, рассказывай, какой у тебя высокопрочный сплав. - Помилуйте, Андрей Николаевич, я уже три раза докладывал. - Ну, давай в четвертый раз. Я начал описывать преимущества В95. Он меня прервал: - Ну, ладно, весь Ту-16 переводим на В95. "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день" - огромный самолет, идущий в серию на Казанском авиационном заводе, и весь из нашего сплава В95. Только позже я узнал причину такого решения: Ту-16 не прошел испытания на прочность, поэтому надо было либо переделывать все чертежи - огромная работа, либо перейти на высокопрочный и сплав. Туполев выбрал второй вариант. Сначала производство самолета на Казанском заводе шло хорошо, но потом был выявлен массовый брак на листах из В95. Звонок министра. Мне указание отправиться на Каменск-Уральский завод, где делают эти листы, и не выезжать оттуда до тех пор, пока брак не будет полностью ликвидирован. Оказалось, что появление трещин связано с процессом отливки слитков, но долгое время не удавалось найти решение, как их ликвидировать. Со мной для подбодрения послали агента НКВД. Он, молодой парень, говорит: "Мне жена каждый день звонит, спрашивает, когда я вернусь в Москву. Признайся, что ты враг народа, и я уеду, ну а ты отправишься, сам знаешь, куда - на Север". В конце концов все трудности удалось преодолеть, и пикирующие бомбардировщики Ту-16 пошли в большую серию. Кстати сказать, эти бомбардировщики все еще в строю, защищают нашу Родину от .противников. Недавно по просьбе Министерства обороны мы продлили на десять лет срок их эксплуатации. После истории с Ту-16 все самолеты КБ Туполева делались из сплава В95, в том числе стратегический бомбардировщик Ту-95 (1955). И современные самолеты - Ту-204, Ту-334 - изготавливают тоже из наших сплавов В95 и 1163. Исключение составляет самолет Ту-160, на котором министр обороны недавно совершил полет через всю страну. У этого самолета единственная задача: перелететь через океан, сбросить ядерную бомбу и удирать с максимальной скоростью. Скорость его полета 2200 км/час. При такой сверхзвуковой скорости обшивка самолета нагревается до 120-140 °С, поэтому для него мы рекомендовали жаропрочный сплав АК4-1. ![]() Сверхскоростные атомные центрифуги. Только СССР и Россия овладели чрезвычайно эффективной центрифужной технологией обогащения урана-235. США по-прежнему обогащают уран по энергоемкой термодиффузионной технологии. Отечественные центрифуги сделаны из нашего самого прочного в мире сплава В96ц. В Новоуральске, раньше совершенно закрытом городе, крутятся многие сотни тысяч сверхскоростных атомных центрифуг, а по всей России - миллионы. По материалам сайта http://vivovoco.rsl.ru/ |
вторник, 11 февраля 2014 г.
АЛЮМИНИЕВЫЕ СПЛАВЫ В АВИАРАКЕТНОЙ И ЯДЕРНОЙ ТЕХНИКЕ
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий